Отчет о работе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Создано 02.08.2017

logoНа протяжении многих лет наша школа занимается организацией отдыха детей, коллективом накоплен немалый опыт разработки профильных и комплексных программ, но мы ежегодно ищем новые формы организации досуга, интересные идеи для программ предстоящих летних смен. Организация отдыха и оздоровления детей – одна из приоритетных социальных задач современного общества.

Актуальной и перспективной стратегией развития сферы детского отдыха и оздоровления сегодня является оптимальное сочетание образования и оздоровления, направленное на формирование личностных компетенций ребенка. Каникулы - это замечательная пора свободного от учебы времени, когда ребенок имеет возможность стать активным участником, организатором социально-значимой для себя деятельности. Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Обращение к историко-культурным и природным ценностям России оказывает неоценимую помощь и позволяет гармонично сочетать личные запросы, интересы ребенка с общественно-государственным запросом на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Представленная программа Экологические каникулы «Будь природе другом!», ее целевые установки, содержание, интересная форма проведения будут способствовать решению этой важной задачи. Данная программа приурочена к Году Экологии и Году, особо охраняемых природных территорий в России, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Обращение руководства России к теме экологии в 2017 году говорит о том, что данная тема очень важна для обсуждения, понимания и выработки совместных решений органов государственной власти и общественности в защите родной природы.

Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность сельского лагеря средствами экологического взаимодействия с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры каждого ребенка.

Задачи:

  1. Создание целостного подхода к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
  2. Формирование у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
  3. Формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
  4.  Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
  5. Формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, позитивного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  6. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, навыков самоорганизации и умений продуктивно распоряжаться собственным свободным временем.

Информация о лагере

Летний лагерь с дневным пребыванием и 2-х разовым питанием.

Продолжительность оздоровления 21 день;

1 смена – с 05.06.17 по 29.06.2017г.

Режим работы с 09.45 ч. до 15.30 ч.

Выходной день: воскресенье.

Количество детей: 120 чел.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения и социальные партнеры:

  • начальник лагеря;
  • воспитатели отрядов (Сембаева С. К., Мамонтова Т. Г., Саватеева Л. Н., Рыбалко Л. И., Царенко И. В., Терехова М.В. из числа педагогов школы);
  • помощники воспитателей (Гончарова А., Карпова Н, Похвалюк А., Протасова Н., Кукоба Я., Каленихина В., Бедненко Р., Искаков Н., Терехов Е. из числа школьников);
  • работники Дома культуры и сельской библиотеки;
  • специалисты ГУ КЦСОН;
  • волонтеры славянского сельского поселения;
  • медицинский работник – Энна А. А.;
  • преподаватели физической культуры – Терехов С. А.; Рыбалко В. Н.
  • специалист по ИКТ – Абулханов Д., К..

Работники столовой – 4 чел.

Техперсонал – 1 чел.

Для ежедневного отдыха детей были обустроены: игровые комнаты, предоставлены спортивный зал, актовый зал, компьютерный кабинет, библиотека, спортивная площадка на улице, футбольное поле и беговая дорожка.

Содержательная часть программы направлена на выполнение общих целей и задач программы, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра. Содержание программы определяет легенда смены, позволяющая мотивировать участие детей в игровой деятельности экологической площадки, отрядных и массовых мероприятиях.

Легенда смены Экологические каникулы «Будь природе другом!» 

Реализация программы происходит посредством сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети восстанавливают все рисунки на модели Земли. Отдыхающие в летнем лагере, превратятся в исследователей проблем экологии, создателей экологических знаков, памяток и правил поведения в природе и окружающем мире, расширят кругозор, откроют новые знания по экологии, приобретут навыки поведения в окружающей среде, освоят этапы выполнения проекта, станут непосредственными участниками экологических мероприятий в лагере, селе. Для фиксации результатов работы и жизни в лагере используются как традиционные, так и современные компьютерные технологии.

Каждый отряд работает над проектом, посвященном экологическим проблемам. Работа над проектом проходит под руководством воспитателя, который помогает, консультирует, мотивирует, организовывает отрядные и лагерные дела. Помогает воспитателю помощник из числа старших школьников. В конце смены на фестивале проектов «Экологический калейдоскоп» отряды представят продукты своих проектов, которые подготовят в течение смены. На этом мероприятии будут подведены итоги деятельности каждого ребенка, отряда и лагеря в целом.

Координирует жизнедеятельность лагеря экологический совет (руководитель лагеря, воспитатели, отрядные вожатые, инструкторы по спорту, специалист по ИКТ). Каждое утро все участники летнего лагеря встречаются на утренней линейке, чтобы подвести итоги прошедшего дня и выстроить перспективу будущего.

Каждый участник смены приобретает умения и навыки, развивает способности, имеет возможность пройти свой творческий путь.

Система стимулирования

Каждый ребенок в день открытия смены получает рисунок дерева («Дерево моих достижений»), на котором нет листьев.

Украшать свое дерево будет ребенок сам, проводя самооценку своих достижений.

Для самооценки в отрядах есть листья двух цветов: светло-зеленый лист – сделал доброе, полезное дело; темно-зеленый лист – получил, открыл новое знание. В конце дня или тематического блока, в ходе совместного обсуждения результатов деятельности, дети выбирают символ, в которой были успешны и приклеивают его на дерево. В конце смены по количеству листьев, ребенку присваивается звание: больше новых знаний – «ЗНАТОК ПРИРОДЫ», больше добрых дел – «ДРУГ ПРИРОДЫ».

Каждый отряд ведет свой экологический дневник (летопись полезных дел), где отражаются все мероприятия, достижения, отзывы ребят.

В рекреации лагеря размещен рисунок лесной ПОЛЯНКИ ОТКРОВЕНИЙ (рефлексивный экран), куда дети вписывают впечатления, характеризующие свое отношение к происходящим событиям в лагере.

Оздоровительная смена в лагере разделена на тематические блоки: «Зеленая страна приглашает», «В мире животных», «Солнце, воздух, почва и вода, не прожить без вас нам никогда!», «Человек и природа. Экология от А до Я». После каждого тематического блока проводится большое экологическое мероприятие, после которого подводятся итоги и детям, проявившим себя наиболее ярко, предоставляется право вернуть на глобус часть утраченных объектов (материки, животные, растения и т.д.). Кроме этого, зелёными флажками на глобусе фиксируются конкретные дела, акции по сохранению и защите природы. Таким образом, к концу смены модель Земли снова будет красивой, яркой, живой и на ней будет виден реальный вклад Славянских ребят в решение экологических проблем. 

Вся деятельность по реализации программы экологических каникул «Будь природе другом!» осуществляется на основании правил внутреннего распорядка и режима дня. Для всех участников обязательным является прохождение инструктажей по технике безопасности.

В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы работы. В ходе реализации программы ребенок получает возможность участия в социально значимых, творческих, интеллектуальных и оздоровительных мероприятиях, ощутить открытость окружающего мира, единство взрослого и ребенка, заботу о себе, нужность в окружающем социальном пространстве.

Вся смена наполнена активной, познавательной, развивающей творческой деятельностью, играми, конкурсами, спортивными мероприятиями.

В лагере функционируют 5 отрядов: «Ангелочки», «Кока-кола», «Новое поколение», «Динамит», «Экоград». Воспитательную деятельность проводят учителя школы, специалисты ДК, сельской библиотеки, отделения социальной защиты населения, волонтеры, вожатые.

Время в лагере летит интересно, шумно, весело и незаметно. Начинается день с переклички отрядов, затем проводится утренняя зарядка и «Минутка здоровья», на которой Рыбалко В. Н. и Царенко И.В. рассказывают о правилах безопасности жизнедеятельности, о пользе ЗОЖ.

Дважды в неделю дети посещали Дом культуры. Необычной театрализованной эколого-познавательной программой «Будь природе другом!» открылся наш летний лагерь. Экологическая викторина «Прелестные наследники природы» выявила лучших знатоков природы в каждом отряде. Командная игра-шоу по экологии «Сто к одному» показала сплоченность ребят и умение работать в группе. Интеллектуально-игровая программа «Наш дом – Земля», помогла открыть новые знания и секреты природы. А игра по станциям «Загадочный край» познакомила с миром природы родного края.

В Сельской библиотеке Одиноких Н.В. проводила развлекательно-познавательные программы, насыщенные разнообразными конкурсами и играми. На экоуроке «Травинка-Витаминка» ребята познакомились с секретами травяных отваров и попробовали вкусный и полезный травяной чай. «Литературный ералаш» предоставил возможность проявить знания и блеснуть эрудицией. В день интересных фактов «Животный мир» ребята узнали о необычных рекордах и достижениях в мире животных. Окунулись в мир русского фольклора на мероприятии «Делу время – потехе час». Отправились в мультпутешествие «По морям, по волнам» и отдыхали на литературном привале «Солнце на страницах».

Группа волонтеров славянского поселения под руководством Шик И.В. рассказала ребятам лагеря о волонтерском движении, вместе с волонтерами провели экологическую акцию «Обелиск» у памятника погибшим солдатам.

 На сельском стадионе волонтеры провели экологический квест «Лицом к лицу с природой», где выявили самых умных и быстрых знатоков природы.

Специалисты ГУ КЦСОН подготовили и провели игру по станциям «Секреты здоровья от природы» и ролевую игру по ПДД день «Зеленого огонька».

22 июня, в День памяти и скорби, весь лагерь пришел на митинг «В памяти живы…» к памятнику погибшим солдатам, после митинга ребята возложили к вечному огню цветы и белых голубей, которые были изготовлены каждым отрядом.

Каждый день две группы ребят соревновались на спортивной площадке, где их встречали Терехов С. А. с помощником Тереховым Е. Работала спортивная секция «Игровые виды спорта» под руководством Рыбалко В.Н., здесь отрабатывались правила спортивных игр и проходили соревнования по пионерболу, волейболу, лапте.

14 июня в нашем лагере прошел «Марафон здоровья», который выявил юных спортсменов по бегу на 30 м, прыжкам в длину, отжиманию и подтягиванию, челночному бегу. Победители получили сладкие призы и заслуженные аплодисменты от всего лагеря.

В актовом зале дети совершали виртуальные экскурсии: «Особо охраняемые места Омской области», «Заповедники, заказники, национальные парки России», «Купол небес полон тайн и чудес» экскурсия в планетарий.

Воспитатели и вожатые проводили игры, конкурсы, эстафеты, беседы, викторины, спортивные соревнования, игровые программы, музыкальные конкурсы, через которые ребята приобретали знания о ПДД, узнавали о пользе закаливания организма, о правилах поведения, овладевали знаниями о здоровом образе жизни, развивали творческие способности, спортивные навыки, не забывали проводить трудовые десанты.

Финальным мероприятием стал фестиваль проектов, на котором были представлены продукты совместной деятельности детей и взрослых. Первый отряд показал презентацию и рассказал о том, как можно использовать повторно пластиковую посуду, емкости для изготовления различных поделок и нужных вещей. Еще ребята рассказали о том, как они собирали макулатуру и сдавали ее в сельскую библиотеку. Показали замечательную сценку, как малыши думали и рассуждали на тему «Как помочь природе», а один мальчик взял и навел порядок во дворе, посадил цветочки и, тем самым, помог природе не словами, а делами. Второй отряд нарисовал плакат в защиту природы и ребята рассказали стихотворения о природе. Третий отряд приготовил кричалки на экологическую тему, а затем ребята хором сказали: «Зачем природу засорять? Лучше вместе танцевать!» и показали зажигательный танец. Ребята четвертого отряда рассказали о произведениях Н. Сладкова о природе и показали театрализованные миниатюры из прочитанных произведений. Пятый отряд представил сразу два проекта: один об экологических проблемах и как их можно решить, а второй о шишках, которые ребята собрали, о которых много интересного узнали и сделали из них различные поделки. В заключение ребята подарили по пакету шишек для поделок всем отрядам и ребятам из детского сада.

Не забывали вкусно кушать – дважды в день, с приёмом витаминов, под наблюдением медицинского работника.

Театрализованная концертная программа «Если сможешь сберечь – сбереги!» закрыла летнюю лагерную смену. На закрытии были подведены итоги работы каждого ребенка, отряда и лагеря. За свою активность, любознательность и трудолюбие дети получали звания «Знаток природы» или «Друг природы». Благодарственные письма получили все, кто помогал в оздоровлении детей. Были названы добрые дела славянских ребят в деле защиты и охраны природы: экологические акции; трудовые десанты у памятника, на детской площадке, на стадионе, около школы; работа мастерской по изготовлению поделок из вторичного сырья; сбор макулатуры и др.

 Результативность

Поставленные цели и задачи были выполнены в результате слаженной работы воспитателей, социальных партнеров, помощников воспитателей. Вся воспитательная деятельность в лагере была организована в соответствии с планом воспитательной работы на каждый день. Отличная работа воспитателей способствовала созданию доброжелательной атмосферы в лагере. За время пребывания в лагере ребята очень сдружились с воспитателями и между собой, и уже не было разделения, кто из какого класса и кому сколько лет – была единая, дружная команда летнего лагеря. Значимость всех мероприятий, проводимых в лагере велика, потому что сами дети принимали активное участие в их планировании, организации, проведении и анализе. Все воспитатели старались, чтобы детский лагерь и летний отдых стал таким, чтобы было что вспомнить, чем похвастаться, о чем написать сочинение «Как я провел школьные каникулы». Уверены, экологические каникулы в лагере «Будь природе другом» помогли детям замечательно отдохнуть, укрепить здоровье, получить эмоциональный заряд и вдохновение на новый учебный год. А совместно выполненные и представленные проекты и полученные знания позволят предположить, что у природы стало гораздо больше друзей и защитников.

Надеемся, что проведенная летом работа, замотивирует детей на дальнейшую деятельность по изучению и решению экологических проблем. А разработанные проекты и новые открытия лягут в основу научно-исследовательской деятельности школьников в новом учебном году.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Славянская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области