Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цель Программы: формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по созданию доступной среды:
Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в МБОУ «Славянская СОШ» призвано решить следующие задачи:
- Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
- Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
- Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
- Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
- Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (обучающиеся с ОВЗ проходят обучение по адаптированным общеобразовательным программам в очной форме)
№ п/п |
Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
|
Наличие/отсутствие |
Краткая характеристика условий |
||
1. |
Наличие оборудованных учебных кабинетов для лиц с ОВЗ |
Отсутствуют |
|
2. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального |
Имеются |
Кабинеты школы оснащены набором необходимых учебно-методических, наглядных и демонстрационных пособий, для обучающихся; имеются интерактивные доски. |
3. |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
Имеются |
Данную услугу могут оказать все сотрудники школы |
4. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, в том числе, практической направленности |
Имеется |
- гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей); |
5. |
Мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общественную жизнь |
Имеются |
Обеспечиваются образовательной программой, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, а для детей - инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обеспечивающих коррекцию. |
6. |
Наличие библиотеки для лиц с ОВЗ |
Специальная отсутствует |
Лица с ОВЗ имеют возможность посещать школьную библиотеку, в которой расширены проходы между стеллажами. |
7. |
Объекты спорта для лиц с ОВЗ |
Специальные отсутствуют |
Школьный спортивный зал соответствует условию беспрепятственного, безопасного и удобного доступа для лиц с ОВЗ. |
8. |
Условия питания для лиц с ОВЗ |
Отсутствуют |
Отдельно стоящее здание школьной столовой не оборудовано пандусом, поручнями, расширенными дверьми. |
9. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для лиц с ОВЗ; к электронным образовательным ресурсам. |
Имеется |
В учреждении имеются 2 компьютерных класса с выходом в интернет |
10. |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (свободный доступ к местам занятий, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов. |
Имеется |
- территория школы соответствует условию беспрепятственно, безопасного и удобного передвижения по участку; - имеется вход в здание с минимальным перепадом высот, оборудованный специальным съездом, пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий граждан с ограниченными возможностями; |
11. |
Оказание консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
Имеется |
В школе обеспечивается равный доступ обучающихся к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Информационная система «Дневник.ру», электронная почта и официальный сайт школы в сети "Интернет" позволяют получить консультативную помощь дистанционно. |
12. |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат для лиц с ОВЗ |
Отсутствует |
В учреждении отсутствует интернат и общежитие, соответственно, нет жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ограниченными способностями
Учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов и обеспечивает:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении образования производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ, в образовательном учреждении включает в себя:
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;
- сотрудничество с субъектами профилактики;
- проверку исправности и испытания спортивного инвентаря;
- инструктажи по ТБ;
- наличие АПС;
- наличие КТС;
- наличие системы видеонаблюдения;
- организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС, проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.
Медицинское обслуживание обучающихся учреждения обеспечивается медицинским работником Славянской амбулатории. Медицинский работник выполняют следующий объем работы:
- оказывает неотложную, скорую, профилактическую и лечебно-диагностическую медицинскую помощь учащимся;
- осуществляет профилактические медицинские осмотры;
- проводит иммунизацию в соответствии с календарем профилактических прививок;
- при необходимости проводит комплекс противоэпидемических мероприятий;
- оценивает динамику состояния здоровья учащихся и эффективность профилактических мероприятий, охват учащихся профилактическими осмотрами, их распределение по группам здоровья, охват учащихся иммунизацией в соответствии с планом профилактических прививок.
Кадровое обеспечение работы с детьми с ОВЗ
Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работают 2 педагога, прошли обучение на курсах внедрения технологии дистанционного обучения детей – инвалидов и обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. На протяжении трех лет осуществляется обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
1. Проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК.
2. Проведение малых педагогических советов, административных советов.
3. Ведение карт наблюдений динамики учебных навыков.
4. Посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения.
5. Разработка методических рекомендаций учителю.
6. Диагностика, коррекция, профилактика.
7. Обследование школьников по запросу родителей.
8. Оказание психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.